Четверг, 21.11.2024, 10:43
Приветствую Вас, Гость

Речь, как реченька журчит

 

Часто логопеды-практики в своей работе сталкиваются с вопросами родителей: «Почему ребенок не произносит отдельные звуки, не говорит вообще или у него имеется несколько речевых нарушений. Профилактику речевых нарушений нужно начинать с момента прорезывания зубов:

1) давать ребенку грызть резиновые колечки, игрушки, делать массаж десен.

в 9-11 месяцев малыш в состоянии разгрызть мелкую вареную морковь, свеклу, яблоки, груши, откусывать, жевать кусочки пищи. В этот период можно начинать использовать в играх пальчиковую гимнастику со словами и без: «Сорока-сорока», «Коза рогатая», массаж пальчиков, перекладывание из ладошки в ладошку  мячика с шипами, захват, удерживание и преставление сначала крупных, потом мелкие предметов (матрешки, кубики, пирамидки). С рождения детям, чтобы они не плакали, дают соску. Это время нужно максимально сократить или отказаться от соски совсем т.к. у ребенка  формируется    неправильный прикус, мышцы артикуляции не развиваются и вместо звуков в дальнейшем  - «словесная   каша».

К 1,6 годам ребенок имеет в активном словаре 100 слов. Помимо расширения словарного запаса не будет лишним поиграть в игры – разработать мышцы губ: «Давай позовем маму: ма-ма-ма», «Позовем папу: па-па-па», «Бабу: ба-ба-ба»,   «Игрушка обиделась: пу-пу-пу,  бу-бу-бу, бо-бо-бо». При этом на звуки п, б, м смыкать плотно губы, чтобы был щелчок.

2) На протяжении дошкольного возраста не забывать про чтение художественной литературы. Произведения должны быть понятны маленькому слушателю, соответствовать его возрасту. Чтение развивает и обогащает активный и пассивный словарь. Побеседовать о прочитанном, задайте вопросы о главных героях, их действиях, определите начало и конец. Речь взрослого должна быть спокойной, четкой, плавной, обговаривайте каждое движение и действие с малышом: «Сейчас мы вымоем руки с мылом, нальем в тарелку половником суп и будем обедать», но не так «Моем руки и есть» и т. д. Разрешать смотреть телевизор с 3 лет по 15 минут в день, выбирать только детские программы. Не наказывать ребенка физически и психически не давить на него. Укреплять крупную  и мелкую моторику малыша зарядкой и артикуляционную -    упражнениями: «Поцокаем как лошадка», «Почистим верхние зубки», «Вкусное варенье», «Заборчик»,  пазлы на 4-8 деталей, конструкторы, раскраски.  

 

В подготовке ребенка к школе может участвовать не только мама, но и все члены семьи. Успешное овладение школьной программы напрямую связано с правильной грамотной речью. И развивать речь можно не только в домашних условиях, но и на улице. В непринужденной обстановке ребенок получит огромное удовольствие от игры и общения со взрослыми. И если его похвалят и подарят небольшой, но запоминающийся сюрприз (соберут природный материал и сделают совместно поделку) буря восторга гарантирована.

учитель-логопед

Мануйлова Г.В.

 

Программа логопункта

Советы логопеда